Прибежище негодяев? Из истории известного афоризма |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Прибежище негодяев? Из истории известного афоризма |
15.4.2010, 21:24
Сообщение
#1
|
|
Владелец сайта Вставить ник Цитата Группа: Главные администраторы Сообщений: 3,048 Регистрация: 9.6.2006 Пользователь №: 48 |
Патриотизм – последнее прибежище негодяев. Это очень часто цитируемое высказывание приписывается Самуэлю Джонсону – британскому писателю, годы жизни 18.09.1709 – 13.12.1784. Джонсон произнес эту фразу на вечернем приеме 7 апреля1775 г. Что же имел в виду Джонсон? И был ли он против патриотизма?
Патриотизм – последнее прибежище негодяев. Это очень часто цитируемое высказывание приписывается Самуэлю Джонсону – британскому писателю, годы жизни 18.09.1709 – 13.12.1784. Джонсон произнес эту фразу на вечернем приеме 7 апреля1775 г. Джеймс Босуэлл – близкий Джонсону британский писатель (29.10.1740 – 19.05.1795), который собственно и обнародовал это высказывание, пояснял, что Джонсон имел в виду фальшивый патриотизм. Вероятно, его высказывание было адресовано тогдашнему известному британскому политику из партии "вигов" Эдмунду Бёрку. Это был достаточно прогрессивный политик, предшественник либералов, славившийся незаурядными ораторскими способностями, которые широко применял для критики короля Георга Третьего. Однако немало людей считали его демагогом и, как сказали бы сейчас, политиком, применяющим приемы манипуляции. В те времена критика короля многими политиками преподносилась как несомненный признаком патриотизма. Об этом в очерке "Патриот" (1774) Джонсон пишет: "Человек может ненавидеть короля, но в то же время и не любить свой народ". Тема патриотизма красной линией проходит через творчество Джонсона. И вовсе не как прибежище негодяев. Джонсон метким, ясным словом давал определения патриоту и патриотизму. Вот цитата из того же очерка "Патриот": "Патриот – это тот, кто в своем общественном поведении руководствуется только одним мотивом – любовью к своей стране; это тот, кто как парламентарий не оставляет для себя ни надежды, ни страха, ни доброты, ни обиды, а отдает всего себя общественному благу". И еще оттуда же: "Качества патриотизма – быть ревностным и бдительным, наблюдать за всеми тайными махинациями и видеть общественную угрозу на расстоянии. Истинно любящий свою страну человек готов говорить о своих опасениях и бить тревогу, когда он ощущает приближение беды. Но он не бьет тревогу. Когда нет врага; он никогда не пугает своих соотечественником, пока не испытает опасений сам. Поэтому патриотизм того, кто демонстрирует взволнованность недостоверными вещами, справедливо вызывает сомнения". А это следует взять на вооружение тем, кто не хочет стать очередной обманутой жертвой популистов: "Патриот – всегда и обязательно любит народ. Но даже этот признак может обмануть нас. Народ – это очень разнородная и неоднозначная совокупность богатства и бедности, мудрости и глупости, хорошо и плохого. Прежде чем мы присвоим человеку, который заботится о народе, титул патриота, мы должны рассмотреть, на какую часть народа он обращает свое внимание. В пословице говориться: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если кандидат в патриоты старается привить правильные взгляды людям высокого уровня, а через их влияние руководить людьми нижнего уровня; если он общается преимущественно с людьми мудрыми, умеренными, законопослушными и добродетельными, его любовь к народу может быть искренней. Но если его основной выбор – обращаться к нищим, которых легко подстрекать; к слабым, которые обычно по своей природе подозрительны; к необразованным, которых легко направлять; к людям аморальным, которых питают беды и отчаянье, не стоит ему хвастаться своей любовью к народу. Никто не может считаться любящим свою страну за умение жарить быка, делать обувь, за посещение митингов или членство в клубе. Он может быть душевным приятелем среди пьяниц, легким в общении джентльменом среди трезвых мастеровых, но он должен иметь какие-то более важные отличительные особенности, прежде чем считаться патриотом". Именно в контексте творческого наследия автора следует понимать ставшую расхожей и применяемой к месту и не к месту фразу: "Patriotism is the last refuge of a scoundrel" – "патриотизм – последнее прибежище негодяя". Это не осуждение патриотизма, как такового, а призыв критически относится к тем, кто причисляет себя к патриотам, судить по делам, а не словам. |
|
|
19.9.2011, 2:03
Сообщение
#2
|
|
Постоянный участник Вставить ник Цитата Группа: Местные жители Сообщений: 53 Регистрация: 18.1.2010 Из: Россия Пользователь №: 50,919 |
Кстати, попалось недавно кое-что об этом же.
Цитата Очень многие любят цитировать фразу "Патриотизм - последнее прибежище негодяя". Приписывая её то Толстому, то ещё кому... То просто уязвляя оппонента. Некоторый поиск по источникам позволил узнать, что автором её являлся доктор Джонсон и в оригинале она "Patriotism is a last refuge of a scoundrel". А вот как его понимать... 1. Сэмюэль Джонсон был лексикографом, и эта фраза выхвачена из статьи "Патриотизм" составленного им словаря. 2. Статья большая, и выбор из неё только этой фразы более характеризует выхватывающего, нежели автора фразы. 3. Слова, входящие в неё, имеют определенный смысл, отчасти пропавший при переводе. Так, scoundrel это не "негодяй вообще", а "бродяга", мелкий правонарушитель, пойманный за бродяжничество, карманное воровство или хулиганство (но не за убийство, изнасилование или измену, караемые смертью). А refuge происходит от латинского refugium, то есть права спасающегося от погони прибегнуть к алтарю храма, чем он спасался от преследующих, но становясь при этом храмовым рабом. Этимология сия для читателей Джонсона, для которых латынь была основой образования, вполне очевидна. 4. Норма тогдашнего права позволяла арестованному, не дожидаясь судебной сессии, объявить о своей желании завербоваться в армию (или флот), и тем самым избежать наказания. В отличие от уважаемого Босуэлла, полагавшего, обсуждая ту фразу, что речь в ней исключительно о "ложном патриотизме", я полагаю, что при тогдашних тяготах службы, дабы предпочесть пули врага и палку капрала тяжкой, но не столь опасной работе на руднике или плантации - некоторая доля подлинного патриотизма требовалась, хотя, конечно, и более сытный по сравнению с каторжным солдатский паек на выбор влиял. 5. Таким образом, буквальный смысл фразы таков: "При наличии известного патриотизма даже негодяй может избавиться от наказания, выбрав опасную, но нужную для Родины службу". Впрочем, это не единственная фраза, которую мы склонны понимать "с точностью до наоборот". Здоровый дух в здоровом теле, управляющая государством кухарка, истина в вине - обращаясь к оригиналам, обаруживаем с удивлением, что смысл был иной, и часто прямо противоположный общепринятому. "Последнее прибежище негодяя" - что имел в виду др. Джонсон... |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 2:45 |