Вопрос "Дождя" и голод во время ленинградской блокады |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Вопрос "Дождя" и голод во время ленинградской блокады |
29.1.2014, 21:14
Сообщение
#1
|
|
Завсегдатай Вставить ник Цитата Группа: Местные жители Сообщений: 878 Регистрация: 15.6.2009 Пользователь №: 30,385 |
-------------------- Соединенные Штаты Америки — санитары планеты, они нападают на слабые и больные страны.
|
|
|
5.2.2014, 12:41
Сообщение
#2
|
|
Владелец сайта Вставить ник Цитата Группа: Главные администраторы Сообщений: 3,048 Регистрация: 9.6.2006 Пользователь №: 48 |
Немного о пережевываемых мифах о блокаде:
1. Немецкая оборона была слабой, чего ее не прорвали? - Многие преувеличивают слабость немецкой обороны на момент замыкания блокады. Как в этих боях, так и в последующих (да и во многих местах до Ржева включительно) немецкая оборона опиралась в большей степени на артиллерию, чем на инженерные сооружения. Поэтому её устойчивость уже в первые дни была весьма высока. 2. Питерские высшие чины обжирались и не думали наладить поставки провизии по Ладоге. Рассказы об объедавшихся руководителях Ленинграда - это попытка найти простой ответ на сложный вопрос. «Как можно было избежать голода и гибели сотен тысяч людей?» - «Поделить пайки Смольного на всех!» Это утопия. Внутри кольца блокады имелась градация норм питания, охватывавшая всех, рабочие на заводе и военнослужащие получали больше других, так как от них зависело существование и выживание города. Точно так же организация снабжения города зависела от людей в Смольном. Круг лиц с повышенными нормами питания был крайне узок, менее 2 тысяч человек на огромный город. Прибавка (а они не объедались, это выдумки, речь идёт лишь о повышенной норме) была платой за ответственность, которая на них лежала. Я не уверен, что многие бы потянули эту ответственность за организацию невозможного, каковым была организация судоходства по Ладоге практически с нуля (до войны, если кто не знает, ходили по каналу, параллельному южной кромке Ладоги, а не по самому озеру из-за опасных волн), «дороги жизни» и самой системы жизнеобеспечения в блокированном городе. В общей массе доставляемого в 1000 тонн в сутки(в сутки!) повышенные пайки для 1800 человек это копейки. Относительно Жданова хотелось бы напомнить, что А.А.Жданов умер вскоре после войны, в 1948 году, будучи ещё не старым человеком, в возрасте 52 лет. Не иначе объевшись пирожными с заварным кремом:) 3. Почему в 1941, под Ленинградом (под Двинском, под Ригой, под Новгородом, под Таллином), не разгромили соединения вермахта? Вопрос, конечно, нонсенс. Но бывает. Война началась в условиях упреждения Красной армии в мобилизации и развёртывании, когда советские войска били по частям. На практике это означало, что в каждый момент, когда мы делаем мгновенный снимок положения войск сторон, немцы обладали простым количественным превосходством в числе батальонов, полков и дивизий, то есть тех единиц, которые, собственно, ведут бой. Те войска, которые были на границе на момент боев под Двинском и Ригой, уже в значительной степени утратили боеспособность, новые силы не обладали равенством в силах с немцами, не говоря уж о превосходстве. От наличия дополнительных сил где-то в тылу, во внутренних округах соотношение сил на фронте не менялось. Часто упирают в количество танков у Красной армии, но один этот показатель неинформативен. Скажем, 4-я танковая группа немцев в исчислении на личный состав насчитывала 150 тысяч человек, что равнялось пяти мехкорпусам в расчёте на личный состав и имела количественный и качественный перевес в артиллерии. Перевес в танках был практически единственным преимуществом Красной армии, и танки стали железным щитом, позволившим не проиграть. Правильно сказал начальник автобронетанкового управления Северо-Западного фронта Полубояров о 12 МК в Прибалтике: «Корпус, жертвуя собой, спасал пехоту от полного уничтожения и разгрома». Это высказывание применимо к механизированным корпусам КА в целом. Кстати, огромные потери в танках в первые дни войны во многом были связаны с тем, что машины прикрывая отступающую пехоту дрались до последнего и исчерпав боезапас и горючее, кои пополнить было негде, поджигались экипажами. Так что «разгромить» было нереально. Остановить - остановили. Результативные для Красной армии бои на Лужском рубеже привели к тому, что уже на конец августа 1941 года командование ГА «Север» не ставило задачу штурма Ленинграда, речь шла уже только о блокировании. |
|
|
5.2.2014, 22:10
Сообщение
#3
|
|
Завсегдатай Вставить ник Цитата Группа: Члены клуба Сообщений: 1,304 Регистрация: 23.6.2006 Из: Израиль Пользователь №: 163 |
Прибавка (а они не объедались, это выдумки, речь идёт лишь о повышенной норме) была платой за ответственность, которая на них лежала. Скорее - средством обеспечить хотя бы сносную работоспособность людей, от которых многое зависит. -------------------- Демокpатия - это возможность самим выбиpать себе pабовладельцев.
Основная проблема демократии в том, что быдло и электорат - одно и то же. Демократия - это не только возможность послать кого хочешь на йух, но и обязанность пойти туда же, если этого хочет тупое большинство... |
|
|
5.2.2014, 23:35
Сообщение
#4
|
|
Владелец сайта Вставить ник Цитата Группа: Главные администраторы Сообщений: 3,048 Регистрация: 9.6.2006 Пользователь №: 48 |
Скорее - средством обеспечить хотя бы сносную работоспособность людей, от которых многое зависит. Согласен. Не удивляло же даже горе-журналюг, что пилотам и подплаву выдавались пайки, которые были существенно лучше чем обычные фронтовые. Ровно как на флоте наводчики и сигнальщики получали несколько улучшенные нормы с усилением витамина А. Дескать "куриная слепота" у данных специальностей - гибель всему экипажу. Кстати, еще один, пИсатель, вариант Юли, некто Чернов, Цитата НЕМНОГО О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ТОВАРИЩЕ ЖДАНОВЕ Только что вышла в ЖЗЛ книжка о нем. Хорошая ли плохая, -- не знаю. И вряд ли узнаю. Для меня этот палач не более замечателен, чем все прочие. Впрочем, в серии ЖЗП, наверное, прочитал бы... Четверть века назад в "Огоньке" был мой материал о том, как в блокаду питался Смольный, как Жданову персики возили самолетами, и как блинчики в кастрюльке везли через весь город на эмке. Готовил этот материал я по воспоминаниям выживших. Было там и архивное фото (официальное, тассовское!):"Мастер энской кондитерской фабрики печет пирожные-ромбабы". И дата: декабрь 1941. А чего стоит одна сухая булка в помойном ведре Попкова (между дверями его квартиры), о которой рассказал композитор Дмитрий Алексеевич Толстой... Они поднимались с матерью к себе домой, дверь была приотворена. Булка торчала из ведра. Сын посмотрел на мать. А она сказала: -- Сынок, будем гордыми. И они прошли мимо. Умирать прошли. Мальчик Митя и его мама -- великая поэтесса той блокады Наталья Крандиевская. Лёша Герман пересказывал мне со слов одного из блокадников (кажется, инженера, но точно не помню) следующее... Того зимой 41-42-го вызвали в Смольный. Сил идти не было. И он лег и "катился". (Ветер был попутным, на Шпалерной всегда сквозняк, а тут еще и гололед.) Докатился. Отряхнулся. В отличие от Лихачева был препровожден в столовку. Там на столах стояли вазочки с хлебом. Более всего Германа поразил вывод рассказчика: "И я подумал: нет, всё-таки жива еще советская власть!" И ведь что интересно: не жил во время блокады Попков в этой квартире. Видимо там домовой жировал:) Пошли умирать, и умирала поэтесса... 17 сентября 1963, и сына звали Никита и было тому мальчику - 1941-1917... 24 годика, ну да, конечно, мальчик, пусть бросит камень, кто скажет, что девочка:) Ну да, факт налицо, шуба то была. Кстати, дальше этот факт с вазочками из Смольного рассказывают как пирожные в кабинете у Жданова, ну да, стиля "у злодея был пулемет... да не пулемет, а пушка". Мысль о том, что авиация Ленинградского фронта к концу 1941-го насчитывала полтысячи самолетов, и летчики регулярно летали на смерть в голову поэту Чернову не приходит. Мысль о том, что несколько десятков подводных лодок Балтфлота из Ленинграда регулярно сквозь минные поля ходили в боевые походы, в голову поэта Чернова не приходит тоже. Не приходит, потому что в противном случае он бы задумался о том, как и чем питались эти несколько тысяч летчиков и подводников в блокаде. А если бы он умел задумываться над такими «сложными» вопросами, вероятно, ему бы пришёл в голову ответ, зачем и для кого в первую очередь в Ленинграде всю блокаду работал спеццех «литерного пайка»… Это я о «ромбабах» по ссылке. Интересно, готов ли г-н Чернов проклясть блокадных летчиков и подводников за их усиленное питание в блокаду? А то что ж одному Жданову за всех отдуваться… Чтобы действительно показать пример настоящих воспоминаний о быте Жданова в блокаду (а не байки a la Чернов в стиле «расскажу, как мне рассказали, как одна тетя в дверную щель видела») приведу один конкретный пример. Это Михаил Хононович Нейштадт. В 1941 году тогда 23-летний Михаил Нейштадт стал оператором центрального узла правительственной связи в Смольном. Всю войну он регулярно видел Жданова, он же принёс ему и телеграмму о победе 9 мая 1945 г., правда случилось это не в Ленинграде, а уже в Хельсинки. Но чтобы понять всю военную биографию Нейштадта сообщу лишь одно – помимо подвалов Смольного, он несколько месяцев, с декабря 1941-го провел на Невском пятачке, обеспечивая его связь с командованием Ленфронта. Тем, кто знает военную историю блокады, нет нужды объяснять, что это такое. Фактически, М.Х.Нейштадт несколько раз переплыл Стикс и чудом вернулся обратно… Ему повезло выжить. После войны он много десятилетий работал журналистом и редактором в Ленинграде, мягко говоря совсем не "сталинистъ" и не кондовый "патриотъ". В общем, и по происхождению и по биографии и по самой жизни Михаил Нейштад уж точно куда более рукопожатный питерский интеллигент, чем г-н А.Ю.Чернов и все вместе взятые ему подобные. Так вот что М.Х.Нейштадт вспоминал по затронутому вопросу: «Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролет. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами, Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде... Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учет был строжайший. Поэтому все эти разговоры о “праздниках живота” больше домыслы, нежели правда... Жданов был первым секретарем обкома и горкома партии осуществлявшим все политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всем, что касалось материальных вопросов». «Жданову из партизанского края зимой самолетами доставляли персики» Вот тут, называется, "я тащуся". Партизанский край существовал на территории Белебелковского р-на (упразднён в 1961 г., территориально - в составе современной Новгородской обл.) и Дедовичского р-на (сейчас – в составе Псковской обл.) Ленинградской области и части Ашевского р-она Калининской области (сейчас - МО "Ашевская волость" Бежаницкого район Псковской обл.) с октября 1941 г. по август 1942 г. Урожай персиков на широте в 57 гр. с. ш. зимой 1941/42 гг. предлагаю оценить самостоятельно. Плюс здесь наверянка сработал метод полуправды: партизаны действительно доставили зимой 1941/42 гг. продовольствие в Ленинград – 38 т хлеба и круп, 12 т жиров и др. (200-250 подвод через линию фронта). Мда, писатели у нас что надо, Геббельс и Мюнхаузен отдыхают. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 17:53 |