Когда русские не сдаются, К 110-летию подвига "Варяга" и "Корейца" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Когда русские не сдаются, К 110-летию подвига "Варяга" и "Корейца" |
11.2.2014, 12:26
Сообщение
#1
|
|
Владелец сайта Вставить ник Цитата Группа: Главные администраторы Сообщений: 3,048 Регистрация: 9.6.2006 Пользователь №: 48 |
9 февраля 1904 г. случился этот знаменитый бой, ставший символом русской доблести. Предлагаю вспомнить тех, кто сражался за нашу Родину. какие названия бы она не носила.
|
|
|
13.2.2014, 12:06
Сообщение
#2
|
|
Владелец сайта Вставить ник Цитата Группа: Главные администраторы Сообщений: 3,048 Регистрация: 9.6.2006 Пользователь №: 48 |
Согласен. американцы впихнули нам редкое неудобие. И слова Руднева в его знаменитой речи экипажу "Мы лучший крейсер мира...", конечно воодушевляли людей, но были, мягко говоря, не совсем правдой. Вот немного о том, что все же приобрела Россия.
"В Копенгагене меня ждал новый крейсер - создание сколь совершенное, столь и трагическое. Редкостная красота сочетается в нем с исключительной выучкой, восторженный экипаж встретил свою государыню по всем правилам этикета, манеры его офицеров были безукоризненны. Он дает удивительное ощущение строгой сдержанной уверенности и силы..." (Императрица Мария Федоровна о "Варяге"). Но что скрывалось под изящным внешним видом нового корабля? Какие такие "некоторые сборочные недочёты" простил Крампу очарованный российский самодержец? И что значили слова Марии Фёдоровны: "Среди свитских чинов ходят слухи, что американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот, и будто бы крейсер имеет некий ущерб и практически безнадежен. Не знаю, верно ли говорят, но в этом случае держится он стоически: за трехдневный визит мне не удалось заметить в экипаже никаких признаков привычной при технических неполадках суеты и тревоги"? Увы, "ходившие среди свитских чинов слухи" было более чем обоснованы - Крамп действительно сдал русскому флоту самый настоящий брак. Новый крейсер считался экспериментальным, техническое задание было сформулировано только в общих чертах, что открывало простор для "рационализаторской мысли". И фирма Чарльза Крампа постаралась, стремясь всячески сэкономить, чтобы получить максимальную финансовую выгоду. Руль для "Варяга" был изготовлен чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого водоизмещения. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью. Желая сэкономить несколько тонн веса за счёт противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек - на "Варяге" не было не только орудийных башен (как на "Олеге" или на "Богатыре"), но даже щитов (как на "Аскольде"); палубные орудия стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо "Варяг" потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек - почти четверть экипажа. На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили уже в Порт-Артуре), и "Варяг" до начала русско-японской войны так и не смог получить зачёт по радиосвязи. Но самой большой проблемой оказалась силовая установка. Американцы поставили на крейсер паровые котлы новой и недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы Бельвилля. Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на испытаниях "Варяг" показал рекордную по тем временам скорость 23,5 узла. Однако через несколько недель, на переходе через океан, корабельные котлы начали сдавать. К тому же обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были сделаны, как выяснилось позднее, из "неудовлетворительного металла". Когда крейсер добрался до России, он был уже близок к "параличу", и все попытки русских инженеров вернуть четырёхтрубному красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей. По прибытии на Дальний Восток обнаружилась полная непригодность крейсера к боевой службе - новому кораблю требовался капитальный ремонт. На ходовых испытаниях постоянно лопались котельные трубки, перегревались подшипники - машинная команда после многочисленных аварий уже боялась подходить к этому "заморскому чуду техники". "Варяг" с большим трудом и риском мог давать на короткое время не более 19 узлов, а рекомендованной скоростью для него теперь стало всего 14 узлов. Рекламации посыпались, как из рога изобилия. Мнение вице-адмирала П.П.Тыртова: "Что же это за такие котлы, в которых после года службы надо менять массу трубок и сорок коллекторов?" Вице-адмирал Скрыдлов, командующий эскадрой: "Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела". Вывод порт-артурской комиссии Успенского по результатам испытаний: "Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин". Особое мнение флаг-инженера И.И.Гиппиуса: "Крейсер безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным - задача крайне сложная, если вообще она реальна". Чарльз Крамп реагировал на претензии своеобразно: "Надо самим лучше следить за их состоянием, а не валить все на завод, отдавший немало сил и средств на создание столь исключительного по своим боевым качествам корабля. Россия из моих рук получила лучшее, чем я располагал, и досадно слышать, что неумелое обращение за год довело шедевр технической мысли до столь плачевной судьбы". При этом обидчивый американец как-то упускал из виду, что на других новых кораблях "русские неумехи" с подобными проблемами не сталкивались, тогда как его "шедевр" требует полной замены энергетической установки. В условиях удаленной от метрополии Порт-артурской базы произвести полную замену котлов на крейсере было невозможно. Командующий тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Старк послал в Кронштадт запрос, возможно ли будет вывести "Варяга" из состава боевой эскадры и отправить с сопровождением на Балтику для ремонта. "Штаб ответил Старку, что надо бы, конечно, но пусть крейсер хотя бы один год участвует в полноценной боевой учебе" (капитан I ранга В.Ф.Ставинский.). И командование флота смирилось с "Варягом" в составе эскадры, уже зная о том, что полноценная служба разведчика крейсеру совершено недоступна. Сначала корабль хотели направить стационером в Иокогаму, но из-за очередной аварии в машине "Варягу" пришлось уступить это место "Аскольду". И в Чемульпо оказался именно "Варяг" только потому, что другого применения дефектному крейсеру попросту не было. А для того, чтобы лишний раз не нагружать больную машину корабля, ему придали в качестве курьера канонерскую лодку "Кореец". Состояние энергетической установки "Варяга" подтверждается и такими фактами. Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях" (!). Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль". Уриу не удивился - вероятно, это ему было хорошо известно. Вердикт японских специалистов был суров: "Врожденный дефект ходовых систем, помноженный на боевые повреждения, оставляет этому русскому слишком мало шансов. Спасательные работы экономически невыгодны, и даже если его тощий корпус выдержит перегрузки при подъемной операции, поставить корабль в строй будет невозможно". И всё-таки крейсер подняли, затратив на эту операцию миллион йен, - по личному распоряжению микадо. На корме "Варяга" сохранили его имя - в знак уважения к доблести противника. Крейсер долго ремонтировали, но полноценным боевым кораблём он так и не стал - "врождённые дефекты" оказались слишком серьёзными. Из вышеизложенного следует очевидный вывод - никаких шансов на прорыв у инвалида "Варяга" с его машиной не было. Командир крейсера Руднев знал об этом (потому, кстати, и пошёл в бой вместе с тихоходным "Корейцем", а не в одиночку), однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела. На что он рассчитывал? На то, что ему удастся нанести врагу хоть какой-то ущерб (один удачный выстрел может отправить на дно даже сильный корабль) или, быть может, на невероятное стечение обстоятельств, которое позволит ему всё-таки совершить невозможное и вырваться из мышеловки. И только когда Руднев понял, что возможности сопротивления исчерпаны, и что чуда не произошло, он вернулся обратно на рейд Чемульпо, чтобы избежать бессмысленной гибели команды крейсера. Возможности сопротивления действительно были исчерпаны: "Варяг" уже тонул от подводных пробоин (их было, по разным источникам, четыре или пять), так что даже открывать кингстоны не было особой необходимости. Этот бой был самым настоящим подвигом, и "Варяг" увековечен по заслугам. С этим ясно, однако остаётся вопрос: как всё-таки удалось Крампу всучить заказчикам недоброкачественный товар? Понятно, что "не обманешь - не продашь!", эта известная русская пословица очень точно отражает основной принцип торговли, но куда же смотрели покупатели? Приёмка крейсера осуществлялась придирчиво. Судостроительному заводу "Крамп" были выданы сотни замечаний. Кроме того, приемной комиссии не раз пришлось пресекать попытки сдатчиков скрыть брак. Однако устранить все замечания было невозможно - время поджимало, а многое (в том числе и проблема с котлами) всплыло гораздо позже. Главный Морской штаб торопил с приёмкой нового крейсера, и к тому же русское правительство избегало жёстких конфликтов с иностранными судостроительными фирмами, зачастую проявляя непростительную мягкотелость. Вот если бы недостатки были вскрыты раньше, во время постройки корабля... За постройкой наблюдали Данилевский, которого из-за конфликтов с Крампом заменил Щенснович. Видимо с последним удалось "договориться". |
|
|
13.2.2014, 18:39
Сообщение
#3
|
|
Завсегдатай Вставить ник Цитата Группа: Члены клуба Сообщений: 1,304 Регистрация: 23.6.2006 Из: Израиль Пользователь №: 163 |
И слова Руднева в его знаменитой речи экипажу "Мы лучший крейсер мира...", конечно воодушевляли людей, но были, мягко говоря, не совсем правдой. Позвольте вставить замечание: великолепный пример того, что не надо делать из понятия "правда" идола. Она не всегда нужна и не всегда уместна. Воодушевление в данном случае было просто-напросто нужнее. Если по существу, то Руднев для такого утверждения имел достаточно веские (для него) основания. Принято считать, что каждый новый корабль в момент своего рождения - сильнейший в своем классе. Так он замышляется и проектируется, а иначе его незачем и строить. -------------------- Демокpатия - это возможность самим выбиpать себе pабовладельцев.
Основная проблема демократии в том, что быдло и электорат - одно и то же. Демократия - это не только возможность послать кого хочешь на йух, но и обязанность пойти туда же, если этого хочет тупое большинство... |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 26.12.2024, 18:39 |